Контроль успеваемости и аттестации

Система менеджмента качества

 

Положение

О текущем контроле знаний

и промежуточной аттестации студентов

ГОУ СПО «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»

 П-СМК-4.2.3 – 5 — 2013

 п. Могойтуй, 2013

Система менеджмента качества

 
Положение  о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов ГОУ СПО «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»

               ВВЕДЁН ВПЕРВЫЕ

Дата введения   04 сентября 2013 г.

 

  1. Общие положения
    • 1. Настоящее положение регламентирует организацию текущего контроля знаний и промежуточной аттестации студентов ГОУ СПО «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум» (далее — техникум).

1.2. Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов техникума разработано на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, Законом РФ «Об образовании» 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, Уставом техникума.

  • 3. Текущая и промежуточная аттестация являются основными формами контроля образовательных и профессиональных достижений студентов техникума.
  • 4. Текущая и промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебно-профессиональной деятельностью студентов, ее корректировку. Целью текущей и промежуточной аттестации является оценка степени соответствия качества образования студентов требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Оценка качества подготовки  обучающихся  осуществляется в двух основных направлениях:

- оценка уровня освоения учебных дисциплин;- оценка общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

  • 5. Основными принципами текущей и промежуточной аттестации являются:

- принцип открытости  оценочных процедур;

- принцип полноты и системности;

- принцип объективности и достоверности;

-принцип реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

- принцип инструментальности и технологичности используемых показателей;

- принцип соблюдения морально – этических норм при проведении процедур оценки;

  • 6. Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются в соответствии с рабочими учебными планами техникума.
  • 7. Объем времени, отводимый на промежуточную аттестацию, количество экзаменов, проводимых в учебном году, определяется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

1.8. Промежуточная аттестация предполагает:

- на уровне студента – оценку достижений в учебно – профессиональной деятельности, степени освоения общих и профессиональных компетенций;

- на уровне педагога – оценку результативности профессионально – педагогической деятельности, эффективности созданных педагогических условий;

- на уровне администрации – оценку результативности деятельности образовательного учреждения, состояния образовательного процесса, выявление динамики условий образовательного взаимодействия.

1.9. В процессе промежуточной  аттестации осуществляется оценка результатов учебно — профессиональной деятельности студента.

Формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

1.10. Для аттестации студентов на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) в техникуме создаются фонды  оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции.

  1. Планирование и организация текущей аттестации

 

  • 1. Текущий контроль подразумевает регулярную проверку уровня освоения студентами содержания учебной дисциплины, профессионального модуля и способствует успешному овладению учебным материалом, умениями и компетенциями в разнообразных формах аудиторной работы, и в процессе внеаудиторной подготовки.

2.2. Текущий контроль предполагает оценку результатов усвоения каждым студентом определенной темы или раздела программы.

2.3. Текущий контроль освоения студентами программного материала учебных дисциплин и междисциплинарных курсов может иметь следующие виды: входной, оперативный и рубежный контроль. При планировании текущего контроля количество контрольных точек рекомендуется определять исходя из количества часов, выделенных на изучение конкретной учебной дисциплины (междисциплинарного курса, вариативного курса):

1 час в неделю – 3-5- обязательные  контрольные точки (за семестр)

2 часа в неделю – 5-8- контрольных точек (за семестр)

3-4 часа в неделю –8-12 контрольных точек (за семестр)

5-6 часов в неделю – 12-15 контрольных точек (за семестр)

2.4. Результаты прохождения контрольных точек выставляются в журналы учебных занятий не позднее чем через 7 дней со дня проведения контрольной точки.

2.5. Сдача задолженностей или пересдача с целью повышения результата может проводиться в сроки, согласованные с преподавателем.

2.6. По окончании каждого семестра преподавателем выставляются итоговые оценки текущего контроля.

2.7 При планировании и осуществлении текущего контроля педагоги техникума используют практические методы педагогического контроля, позволяющим максимально приблизить содержание контрольных заданий и процедуру их выполнения к условиям будущей профессиональной деятельности.

2.9. Текущая успеваемость студентов является обязательным условием промежуточной аттестации.

 

  1. Планирование промежуточной аттестации

 

3.1. При планировании промежуточной аттестации по каждой дисциплине рабочего учебного плана, включая вариативные курсы, предусматривается та или иная форма промежуточной аттестации. Основными видами промежуточной аттестации являются:

- экзамен по учебной дисциплине;

- экзамен по междисциплинарному курсу;

- квалификационный экзамен по профессиональному модулю.

- зачет по учебной дисциплине;

- зачет по междисциплинарному курсу;

- зачет по учебной / производственной практике.

     — другие формы контроля (защита портфолио, коллоквиум, студенческая научная конференция и т.п.)

3.2. При выборе дисциплин для экзамена образовательная организация руководствуется:

- значимостью дисциплины в подготовке специалиста;

- завершенностью изучения учебной дисциплины;

- завершенностью значимого раздела в дисциплине.

3.3. Квалификационный экзамен — форма оценки результатов  освоения  студентами профессиональных модулей. Квалификационный экзамен проводится в последнем семестре освоения программы профессионального модуля.

3.4. По завершении всего курса обучения такими формами контроля учебной работы студентов как экзамены по дисциплине и комплексные экзамены по двум или нескольким дисциплинам, квалификационный экзамен, должно быть охвачено не менее 60% дисциплин образовательной программы по специальности. Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации студентов по очной и заочной формам получения образования не должно превышать 8 экзаменов в учебном году.

3.5. Зачет/ дифференцированный зачет по отдельной учебной дисциплине или комплексный зачет по одной или нескольким учебным дисциплинам предусматривается по дисциплинам:

- которые согласно рабочему учебному плану изучаются на протяжении нескольких семестров;

- на изучение которых согласно рабочему учебному плану отводится наименьший по сравнению с другими объем часов обязательной учебной нагрузки;

- в изучении которых преобладают практические занятия;

Количество зачетов в процессе промежуточной аттестации студентов по очной и заочной формам получения образования не должно превышать 10 зачетов в учебном году (в указанное количество не входят зачеты по физической культуре).

3.6. В случае перевода студента из другой образовательной организации в техникум или перевода студента с одной специальности на другую, при наличии документа, подтверждающего успешное освоение содержания учебной дисциплины (академической справки) и одинаковом количестве часов, отведенных на освоение учебной дисциплины рабочим учебным планом,  возможен перезачет (оформляется приказом директора) на основании личного заявления.

3.7 Студенты, полностью выполнившие требования учебного плана данного семестра, успешно сдавшие все зачеты и экзамены, допускаются к продолжению обучения в следующем семестре.

3.8. Академической задолженностью считается наличие неудовлетворительной оценки по учебной дисциплине, либо междисциплинарному курсу по результатам промежуточной аттестации.

3.9. Студенты, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующей учебной дисциплине, профессиональному модулю не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

3.10. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

3.11. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

3.12. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий курс условно.

3.13. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются приказом директора  из образовательной организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

            3.14. На выпускном курсе  в первом семестре  разрешается повторная сдача не более двух экзаменов по дисциплинам и междисциплинарным курсам по заявлению студента, подписанного директором.

3.13. В случае конфликтной ситуации (несогласие студента с выставленной оценкой) для принятия экзамена или зачета приказом руководителя образовательной организации по мотивированному письменному заявлению студента может быть назначена специальная комиссия.

  1. Подготовка и проведение промежуточной аттестации

 

4.1 Подготовка и проведение экзамена по учебной дисциплине,  МДК, квалификационного  экзамена

4.1.1. Экзамены проводятся в соответствии с установленным графиком учебного процесса рабочего учебного плана по специальности. На каждую экзаменационную сессию  составляется расписание экзаменов, которое утверждается директором образовательной организации и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за 1 неделю до начала сессии.

4.1.2. К экзаменационной сессии студенты допускаются при условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом на данный семестр, а так же при отсутствии неудовлетворительных отметок по результатам текущей аттестации. Допуск студентов всех форм обучения к экзаменационной сессии осуществляет зам. директора по УВР путем отметки в зачетной книжке студента и  подписания зачетно — экзаменационной ведомости, в которой напротив фамилии не допущенного к сессии студента делается запись «не допущен(а)». Если фамилия студента не внесена в ведомость или против неё записано «не допущен»,  преподаватель не имеет права принимать экзамен у данного студента без направления учебной части. Запрещается принимать экзамены у студентов без зачётной книжки.

4.1.3. Студент может быть освобожден педагогом (по согласованию с зав. отделением и зам. директора по учебной работе) от сдачи экзамена по дисциплине, если имеет отличные результаты выполнения обязательных контрольных точек.

4.1.4. При составлении расписания экзаменов следует учитывать, что для одной группы в один день планируется только один экзамен. Интервал между экзаменами должен быть не менее двух календарных дней. Первый экзамен может быть проведен в первый день экзаменационной сессии.

  • К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы:

- экзаменационные билеты;

- наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы, разрешенные к использованию на экзамене;

- экзаменационная ведомость (готовится заведующим отделением);

Утвержденные экзаменационные билеты хранятся в кабинете зав. отделением и выдаются преподавателям непосредственно перед экзаменом.

4.1.9. Экзамен принимается, как правило, преподавателем, который вел учебные занятия  по данной дисциплине в экзаменуемой группе. На сдачу устного экзамена предусматриваются не более одной трети академического часа на каждого  студента, на сдачу письменного экзамена, не более трех академических часов на учебную группу.

Комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам принимается, как правило, теми преподавателями, которые вели занятия по этим дисциплинам в экзаменуемой группе. На сдачу устного комплексного экзамена предусматривается не более половины академического часа на каждого студента.

Экзамены по общепрофессиональным дисциплинам, связанные с просмотром учебных работ, принимаются двумя – тремя преподавателями соответствующей методической комиссии. На их проведение предусматривается фактически затраченное время, но не более половины академического часа на одного студента.

Для обеспечения открытости процесса предусматривается участие ассистентов – преподавателей соответствующей методической комиссии, внешних экспертов (работодателей).

  • Экзамен проводится в специально подготовленных помещениях. На подготовку ответа по билету, выполнение практического задания студенту отводится не более одного академического часа. В том случае, если экзамен предполагает выполнение студентом заданий, связанных с моделированием, проектированием или конструированием, время, отведенное на выполнение и подготовку к представлению разработанного продукта, может быть увеличено (по усмотрению педагога и согласованию с зам. директора по учебной работе).
  • Экзамен квалификационный проводится по завершении освоения студентами содержания профессионального модуля. В качестве независимых внешних экспертов, оценивающих успешность освоения студентами профессиональных компетенций, выступают работодатели или высококвалифицированные специалисты. Экзамен квалификационный может проводиться в техникуме или на рабочем месте.

4.1.11.  Критерии оценки уровня подготовки студентов во время экзаменов, степени сформированности общих и профессиональных компетенций определяются на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта, функциональных карт по реализуемым в техникуме образовательным программам.

4.1.12. Уровень подготовки студентов оценивается в баллах: 5 – отлично; 4 – хорошо; 3- удовлетворительно; 2 – неудовлетворительно (экзамены) и «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен» (экзамен квалификационный) В случае принятия положительного решения в зачетной книжке запись будет иметь вид: «ВПД освоен». В случае принятия отрицательного решения запись в зачетку не делается, а выставляется только в ведомость.

4.1.13. Отметка, полученная студентом во время экзамена, заносится преподавателем в зачетную книжку студента (кроме неудовлетворительной), экзаменационную ведомость и журнал  (в том числе неудовлетворительная). Экзаменационная отметка по дисциплине за данный семестр является определяющей, независимо от полученных в семестре отметок  текущего (тематического) контроля по дисциплине. По итогам экзамена (квалификационного) возможно присвоение студенту определенной квалификации, выдача сертификата. Неявка студента на экзамен по любой причине отмечается в экзаменационной ведомости словами «не явился».

4.1.14. По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому студент получил неудовлетворительную отметку.

4.1.15. Сдача экзамена допускается не более двух раз. При повторном получении неудовлетворительной отметки экзамен принимается комиссией, назначенной зам. директора по учебной работе (по согласованию с руководителем отделения).

4.1.16. С целью повышения отметки допускается повторная сдача экзамена по одному предмету в период каждой экзаменационной сессии (по выбору студента, на основании письменного заявления, согласования с преподавателем и решения учебного отдела).

4.1.17. В порядке исключения образовательное учреждение имеет право устанавливать индивидуальный график экзаменационной сессии успевающим студентам при наличии уважительных причин, подтвержденных документально, и личного заявления студента

4.1.18. Индивидуальные ведомости используются вместо экзаменационной ведомости в случае сдачи студентом экзамена (зачета) вне срока: досрочно, пересдача, продление сессии, ликвидация задолженности или разницы. Индивидуальные ведомости выдаются заведующими отделений  в установленные приказом сроки пересдач. Индивидуальную ведомость студент получает лично и расписывается за нее в журнале учета ведомостей. Индивидуальная ведомость должна быть сдана преподавателем  заведующему отделением на следующий день после проведения контрольного мероприятия.

4.2 Подготовка и проведение зачета /дифференцированного зачета

4.2.1. Зачет проводится за счет времени, отведенного на изучение учебной дисциплины.

4.2.2. К сдаче зачета допускаются студенты, имеющие положительные результаты текущей аттестации.

4.2.3. Перечень вопросов и практических заданий по разделам, темам, выносимым на зачет (дифференцированный зачет), разрабатывается преподавателем дисциплины, согласовывается с председателем методической комиссии и доводится до сведения студентов не позднее, чем за месяц до проведения зачета (дифференцированного зачета). Зачет может проводиться в виде индивидуального или группового собеседования, индивидуальных устных ответов студентов, зачетных контрольных работ, групповых практических заданий и отчетов об их выполнении, в виде рефератов, сочинений, докладов по теме, тестирования в. т ч. электронного.

4.2.4. При проведении недифференцированного зачета уровень подготовки студента фиксируется в зачетной книжке словом «зачет».

При проведении дифференцированных зачетов уровень подготовки студента оценивается в баллах – 5 – отлично; 4 – хорошо; 3 – удовлетворительно; 2 – неудовлетворительно.

4.2.5. Зачет с дифференцированной отметкой выставляется за выполнение учебно-исследовательской работы(курсовой), прохождение учебной и педагогической практики.

4.2.6. Оценка, полученная во время зачета, заносится преподавателем  в журнал учебных занятий группы и зачетную книжку.

4.3.Промежуточная аттестация в форме курсовой работы

4.3.1.Курсовая работа – форма итогового контроля, которая проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по профессиональным модулям.

4.3.2.Количество курсовых работ, наименование профессиональных модулей, по которым они предусматриваются, количество часов обязательной нагрузки студента, отведенное на их выполнение, определяются ФГОС СПО и отражаются в рабочих учебных планах.

4.3.3.Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями, рассматривается на заседании соответствующих методических комиссий, утверждается приказом директором техникума.

4.3.4. Темы курсовых работ должны соответствовать рекомендуемой примерной тематике курсовых работ в ОПОП. Тема курсовой работы может быть связана с программой производственной практики студента. Тема курсовой работы может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности.

4.3.5. Курсовая работа может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.

4.3.6. Курсовая работа оценивается в баллах: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» «неудовлетворительно». Получившие оценку «неудовлетворительно», по решению преподавателя, дорабатывают прежнюю тему или получают новую с определением нового срока ее выполнения. 

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

 

Номер изменения № раздела, подраздела, пункта документа СМК, к которому относится изменение Дата введения изменения Регистрацион-ный номер извещения об изменении Дата внесения изменения Подпись лица, внесшего изменение

(расшифровка подписи)123456       Дата ежегодной актуализацииРезультаты актуализацииПодпись разработчика