Итоговый отчет по региональной инновационной площадке

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ

 

Название и адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»

687420, Забайкальский край, Могойтуйский район, п. Могойтуй, ул. Малиновского, 29

 

ФИО руководителя организации

 

Барадишириева Будаханда Гындынжамсоевна

Телефон, факс 8(30255) 2-10-39
Электронная почта mog_agrocol@mail.ru
 

Тема инновационной деятельности

 

Повышение  качества профессионального обучения по программам профессиональной подготовки на основе методики ускоренного обучения в ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»

 

Дата последнего отчета о результатах инновационной деятельности

 

14 декабря 2016г

 

Номер и дата приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о присвоении статуса РИП

 

07 июля 2015 года Распоряжение Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края «О присвоении статуса региональной инновационной площадки» № 915-р г. Чита

 

Предполагаемая дата выступления с отчетом об итогах инновационной деятельности на заседании НМС при ГУ ЦРПО Забайкальского края

 

 

 

 

Список исполнителей

№п/п ФИО должность ученая степень/ученое звание
1 Мункуева Б.Д. научный руководитель инновационной площадки Кандидат биологических наук
2 Барадишириева Б.Г. ответственный исполнитель, зам. директора по НМР Кандидат сельскохозяйственных наук
3 Баторова И.Н. зам. директора по УПР
4 Куклина Л.В. зав. отделением
5 Аргокова О.М. председатель методической комиссии по программам ПКРС
6 Деминова О.О. преподаватель по профессии  «Повар»
7 Мункуева Ц.И. мастер производственного обучения по профессии  «Повар»
8 Рабданова Н.Ц. педагог-психолог

 

 

 

Отзыв научного руководителя

В соответствии с Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края «О присвоении статуса региональной инновационной площадки» № 915-р от 07 июля 2015 года в ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум» реализуется инновационная деятельность по теме «Повышение  качества профессионального обучения по программам профессиональной подготовки на основе методики ускоренного обучения в ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум».

Тема инновационного проекта является актуальной, т.к. в настоящее время в условиях рыночной экономики работодатели ставят перед учреждениями профессионального образования задачи – ускорить обучение, поднять качество и удешевить сам процесс. Образовательным организациям необходимо выбрать оптимальные средства и методы преподавания, которые позволят сократить сроки обучения и подготовить слушателей к реальной трудовой деятельности. В сложившихся условиях актуальной является методика ускоренного обучения (Б.Ц. Бадмаев), применение которой позволит не только ускорить процесс выработки необходимых навыков и умений и сократить продолжительность профессионального обучения, но и повысить качество подготовки по ос­ваиваемой деятельности.

Предметом исследования было влияние методики ускоренного обучения на качество профессионального обучения по профессии «Повар» в соответствии с профессиональным стандартом. Проект разработан с целью теоретического обоснования и апробации данной методики.

Поставленная цель потребовала решения широкого круга задач, таких как изучение научной и методической литературы, материалов передового педагогического опыта по теме инновационного проекта, разработка образовательной программы профессионального обучения, учебно-методических средств  (схемы ориентировочных основ действий, задания для формируемой деятельности) в соответствии с целями обучения по профессии 16675 «Повар», определение показателей для выявления эффективности внедрения методики ускоренного обучения, внедрение данной методики в образовательный процесс, проведение мониторинга, анализа и измерения качества профессионального обучения  по результатам внедрения методики, организация распространения результатов инновационной деятельности.

Результаты. Инновационная деятельность в ГПОУ МАПТ проводилась согласно плану, все этапы реализованы в полной мере. Подготовлен большой объем учебно-методических материалов для обучения (рабочая тетрадь для практических занятий (с применением ООД), технологические карты занятий, инструкционные карты и др.

В процессе реализации инновационного проекта содержание профессионального образования по профессии «Повар» было приведено в соответствии с профессиональным стандартом по профессии «Повар», который был актуализирован в период проведения инновационной работы. Это привело к значительному увеличению  объема выполненных работ. Таким образом, подготовка обучающихся по профессии «Повар» была проведена в соответствии с профессиональным стандартом, что соответствует современным требованиям.

Методика ускоренного обучения была апробирована в обучении по программе профессиональной подготовки (в 2-х группах) и в дневном обучении по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Кроме этого, во второй год внедрения были внедрены оценочные критерии для проведения квалификационного экзамена по профессии «Повар».

Результаты инновационной деятельности были обсуждены на заседаниях Методического совета техникума,  основное содержание нашло отражение в публикациях в материалах краевой научно-практической конференции «Рынок труда – актуальные направления развития», в межрегиональной НПК с международным участием «Профессиональное образование: опыт эффективного управления, проблемы и перспективы развития», 26 ноября 2015 г. а также на портале Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/ социальная сеть работников образования).

Реализация данной методики в целом позволила повысить качество практической подготовки обучающихся, сократить срок освоения образовательной программы по программам профессиональной подготовки. В заключении можно отметить, цель инновационного проекта достигнута, задачи выполнены в полном объеме, методика ускоренного обучения может быть использована в других профессиональных образовательных организациях.

 

 

Оглавление

Раздел Стр.
Введение 7
1. Основное содержание и результаты инновационной деятельности 9
1.1. Диагностический этап 9
1.2. Организационный этап 9
1.3. Практический этап 10
1.4. Обобщающий этап 11
1.5. Внедренческий этап 11
2. Общие выводы 12
3. Список использованной литературы 13
4. Наименование приложений 14

 

 

Определения, обозначения и сокращения

ООД – ориентировочные основы действий

 

Введение

Актуальность и новизна проблемы. В связи с вступлением в силу Федерального закона  «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г., приказа от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» с изменениями от 27 октября 2015 г. N 1224 появилась необходимость обновления содержания и  продолжительности профессионального обучения на основе профессиональных стандартов.

В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта (утв. приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170 н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта») обобщенная трудовая функция – это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе. Трудовая функция — система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции. Трудовое действие — процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная профессиональная задача. В связи с этим программа профессионального обучения по профессии 16675 «Повар» была разработана в соответствии  с профессиональным стандартом и ориентирована на освоение обучающимися обобщенных трудовых функций, трудовых функций и действий.

Для реализации программы, в качестве основной, была выбрана Методика ускоренного обучения. По мнению автора методики ускоренного обучения Б.Ц. Бадмаева каждая профессиональная задача состоит из мелких последовательных приемов – единиц труда, манипуляций (шагов). Для решения профессиональных задач автор предлагает пошаговое описание или наглядные ориентиры названы схемами ООД (ориентировочные основы деятельности), представляющее собой структурно-логическую схему практического действия. Главное их назначение – помочь правильно выполнить (ориентировать) двигательные, речевые и мыслительные действия. Руководствуясь схемой ООД,  обучающиеся без получения предварительных знаний, заучивания, механического их запоминания отрабатывает заданные действия и операции.

По данным Б.Ц. Бадмаева основными особенностями методики являются:

  • Методика многократно ускоряет (минимум в два раза, а иногда и на порядок) процесс выработки интеллектуальных и практических навыков и умений высокого качества, следовательно, дает возможность сократить продолжительность профессионального обучения в образовательном учреждении;
  • Методика индивидуализирует процесс обучения, доводя каждого обучаемого до нужного уровня профессиона­лизма;
  • Методика предоставляет возможность самообучения любо­му желающему, если он захочет овладеть каким-нибудь новым для себя видом деятельности;
  • Методика исключает необходимость специального заучива­ния, делает ненужным заблаговременное запоминание знаний до начала их применения;
  • Методика обеспечивает такое качество подготовки по ос­ваиваемой деятельности, что, как правило, ее выполняют без­ошибочно от 95 до 100% обучаемых, которые могут работать как профессионалы сразу после завершения обучения.

 

Объект исследования:

Процесс профессионального обучения по профессии 16675 «Повар» в ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум».

 

Предмет исследования:

Влияние методики ускоренного обучения на качество профессионального обучения по профессии  16675 «Повар».

Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация методики ускоренного обучения в профессиональном обучении по профессии 16675 «Повар».

 

Задачи: 1. Изучить научную и методическую литературу, материалы передового педагогического опыта по теме инновационного проекта.

  1. Разработать образовательную программу профессионального обучения, учебно-методические средства (схемы ориентировочных основ действий, задания для формируемой деятельности) в соответствии с целями обучения по профессии 16675 «Повар».
  2. Определить показатели для выявления эффективности внедрения методики ускоренного обучения.
  3. Внедрить методику ускоренного обучения в образовательный процесс профессионального обучения по программе профессиональной подготовки по профессии 16675 «Повар»;
  4. Провести мониторинг, анализ и измерение качества профессионального обучения по результатам внедрения методики.
  5. Организовать распространение (трансляцию) результатов инновационной деятельности.

Гипотеза. Внедрение методики ускоренного обучения в профессиональное обучение по профессии «Повар» позволит повысить качество практической подготовки обучающихся по программам профессиональной подготовки.

Методы исследования:

  1. теоретические: теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ учебно-методической и научной литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта;
  2. эмпирические: педагогический эксперимент; наблюдение; опрос, тестирование;
  3. статистические: количественная и качественная обработка материалов

 

 


Основное содержание и результаты инновационной деятельности

Этап Сроки выполнения Задачи этапа Результаты
Диагностический

этап

Октябрь 2014 г. Анализ приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, состояния образовательного процесса профессионального обучения по профессии 16675 «Повар» и условий его реализации, формулирование  проблемы и обоснование ее актуальности, изучение научной и методической литературы, материалов передового педагогического опыта по теме инновационного проекта Проведен анализ приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, сформулирована проблема и обоснована ее актуальность, разработаны цели и задачи, гипотеза, ожидаемые результаты и возможные риски. Изучение научной литературы показало, что психологически обос­нованная методика ускоренного обучения, основанная на деятельностном подходе, может позволить сократить сроки обучения и повысить качество практической подготовки в результате формирования у слушателей трудовых функций, знаний, умений в неразрывном единстве.
Организационный этап Январь – март 2015 г. Подготовка базы инновационной деятельности (обеспечение организационных и методических условий, определение участников инновационной деятельности, распределение управленческих функций); Определены следующие участники:

Администрация:

Мункуева Б.Д.- директор

Барадишириева Б.Г.- зам. директора по НМР

Баторова И.Н. – зам. директора по УПР

Куклина Л.В. – зав. отделением

Педагогические работники:

Аргокова О.М.- председатель методической комиссии по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

Деминова О.О. –преподаватель по профессии  «Повар»;

Мункуева Ц.И. – мастер производственного обучения по профессии  «Повар»;

Рабданова Н.Ц. –педагог-психолог

Январь-февраль 2015 г. Организация специальной подготовки участников инновационной деятельности; Проведено обучение участников на методических семинарах

 

Март 2015 г. Согласование инновационной деятельности на уровне образовательного учреждения; Согласовано на заседании Педагогического совета 02 марта 2015 г.
07 июля 2015г. Согласование инновационной деятельности на краевом уровне Составлена заявка и проведена первичная экспертиза на присвоение статуса РИП. Проект был утвержден Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края «О присвоении статуса региональной инновационной площадки» № 915-р г. Чита. 07 июля 2015 года (Приложение 1.)
Сентябрь-декабрь  2015 г. Разработка учебно-методической документации для внедрения методики ускоренного обучения в образовательный процесс Определено содержание профессионального обучения по профессии «Повар» в соответствии с профессиональным стандартом
Разработаны показатели эффективности внедрения инновационного проекта
Установлено соответствие трудовых действий, умений и знаний к технологическим процессам (Приложение 2.)
Разработаны рабочие тетради с ООД – структурно-логической схемой практического действия  (Приложение 3.)и инструкционные карты  по освоению трудовых действий (Приложение 4.)
Разработаны технологические карты занятий (Приложение 5.)
 Практический этап Март-апрель 2016 г. Внедрение методики ускоренного обучения в профессиональном обучении Методика ускоренного обучения внедрена в профессиональное обучение по профессии «Повар» (Видеоприложение 1.)

 

Проведение мониторинга, анализа и измерения качества профессионального обучения Проведен квалификационный экзамен, определено качество подготовки обучающихся по результатам внедрения методики ускоренного обучения в образовательный процесс профессионального обучения по программе профессиональной подготовки по профессии 16675 «Повар» (Видеоприложение 1.)
Февраль – март 2017 г. Использование методики ускоренного обучения в профессиональном обучении Методика ускоренного обучения использована в профессиональном обучении по профессии «Повар»

 

Проведение мониторинга, анализа и измерения качества профессионального обучения Проведен квалификационный экзамен на основе конкурсных заданий Чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по профессии 16675 «Повар» (Приложение 6.)
Апрель 2017 г. Внедрение методики ускоренного обучения в образовательный процесс по учебной практике по профессии «Повар» Методика ускоренного обучения внедрена в образовательный процесс по учебной практике по профессии «Повар»
Проведение мониторинга, анализа и измерения качества практического обучения на учебной практике Проведена промежуточная аттестация студентов на основе конкурсных заданий Чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)
Обобщающий этап Обработка первичных данных результатов инновационной деятельности. Анализ выполнения целей и задач проекта

 

Обработаны первичные данные результатов инновационной деятельности (Приложение 7.), сопоставлены с целями и задачами. Определена справедливость выдвинутой гипотезы. Сформулированы выводы
Внедренческий этап Июнь 2017 г. Распространение (трансляция) результатов инновационной деятельности. Представление итогового отчета деятельности инновационной площадки

 

Участие с публикацией в межрегиональной НПК с международным участием «Профессиональное образование: опыт эффективного управления, проблемы и перспективы развития», опубликована статья «Методика ускоренного обучения в профессиональном обучении студентов» 26 ноября 2015 г.

Участие и публикация в  Региональной НПК          «Рынок труда – актуальные направления развития» 17 мая 2017 г.

Публикация: портал «Социальная сеть работников образования» (http://nsportal.ru/ социальная сеть работников образования).

Участие в семинаре-практикуме «Внедрение стандартов WorldSkills Russia в образовательный процесс», организованном на базе межрегиональной площадки Бурятского колледжа туризма и сервиса (РБ, г. Улан-Удэ). Июнь 2016 г.

Итоговый отчет представлен на заседании краевого научно-методического совета в июне 2017 г.

Общие выводы

  

По результатам внедрения методики ускоренного обучения в образовательный процесс профессионального обучения можно сделать следующие выводы:

  • Проведено теоретическое обоснование и апробация методики ускоренного обучения в профессиональном обучении по профессии 16675 «Повар»;
  • Удалось сократить нормативный срок обучения до 1,5 месяца (объем-234 часа) (в 2,5 раза);
  • Подготовлен большой объем учебно-методических материалов для профессионального обучения по профессии «Повар»;
  • Обучение проходило в соответствии с профессиональным стандартом «Повар» и обучающиеся освоили все необходимые трудовые функции, действия, умения и знания;
  • Учебная деятельность строилась как модель реальной деятельности, что ускорило процесс выработки практических навыков и умений;

На квалификационном экзамене   были использованы оценочные критерии, направленные на выявление у обучающихся уровня  сформированности трудовых функций, действия, умений и знаний, также  использовались    оценочные критерии международного движения «Уорлд скилс». По результатам квалификационного экзамена средний балл слушателей составил 4,45 баллов. По сравнению с предыдущими показателями (за 2014, 2015 гг.), когда обучение проводилось по традиционной методике, средний балл повысился на 0,75 баллов.

Обучающиеся отметили удовлетворенность  практикоориентированностью занятий, качеством учебно-методических материалов, сроками подготовки. Анализ трудоустройства сразу в первый год после завершения обучения составил 72 % .

 


 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  2. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2003.
  3. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1994.

Наименование приложений

Приложение 1. Заявка на присвоение статуса «Региональная инновационная площадка» в системе профессионального образования Забайкальского края
Приложение 2. Трудовые действия, умения и знания в соответствии с технологическим процессом
Приложение 3. Рабочая тетрадь для обучающихся по программам профессиональной подготовки по профессии «Повар»
Приложение 4 Учебно-методическое пособие «Сборник инструкционных карт»
Приложение 5. Пример технологической карты учебного занятия
Приложение 6. Оценочные критерии для проведения квалификационного экзамена по профессии «Повар»
Приложение 7. Трудоустройство выпускников, экспертный лист, анкета для оценки эффективности профессионального обучения по профессии «Повар», результаты мониторинга инновационной деятельности