Региональная инновационная площадка

197-Р ИСПР. 197-Р ИСПР.

Карта авторского социального проекта

  1. Название проекта – «Создание эффективной модели наставничества в учреждении СПО»
  2. Автор проекта – Мамонтова Ирина Григорьевна, ЗДВР
  3. Образовательная организация – ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»
  4. Контактный тел, e-mail: 89144923093, miragrig@mail.ru
  5. Аннотация проекта — Уже давно известно, что традиционные методы воспитательного воздействия на подростка «группы риска» не дают желаемого результата. Убеждение и личный пример, моральная поддержка и укрепление веры подростка в свои силы и возможности, вовлечение в интересную деятельность — все эти приемы, безусловно, способствуют социально-одобряемым формам поведения, но педагог не всегда может соответствовать представлению «успешного человека» для современного подростка. Именно, поэтому в последнее время актуально привлекать наставников, как активного участника воспитательного процесса. Наставничество — волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков групп риска. Наставничество сложный процесс добровольческой (волонтерской) деятельности и может рассматриваться, как способ: строить социальные отношения; применять на практике свои моральные и религиозные принципы; получать новые навыки; найти поддержку и друзей; почувствовать себя способным что-то совершить.

Наставничество – способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека (подростка). Оно предполагает индивидуальное взаимодействие волонтера-наставника и подростка на регулярной и долгосрочной основе. Для эффективности работы с наставниками на этапе подготовки используются такие формы работы, как индивидуальные консультации, круглые столы. Решение о подборе волонтера-наставника принимается на основании информации, полученной от волонтера, подростка. При этом учитываются следующие факторы: пол и возраст участников, их личностные особенности, общность интересов и увлечений, потребности ребенка и возможности, навыки волонтера. Профессиональное сопровождение пары «наставник-подросток» осуществляется социальным педагогом, заместителем директора по ВР на регулярной основе и на протяжении фиксированного времени.

Реализация проекта приведет к уменьшению числа детей «группы риска»  в техникуме. Сделает традиционными такие формы работы как школа наставничества, чествование наставников, обмен опытом и др.

  1. Целевая аудитория проекта

Дети группы риска — это та категория детей, подростков, которая в силу определенных обстоятельств более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной их дезадаптации. В техникуме обучается 47 студентов, относящиеся к категории сирот. Из 497 обучающихся 261 – несовершеннолетние. На учете внутри техникума состоит 39 человек, на учете в ПДН – 6, на учете в КДН – 6.    Им необходима действенная эффективная помощь и поддержка в современном мире. В зависимости от пребывания подростка в профессиональной образовательной организации,  законным представителем наставляемого может быть руководитель организации  или представитель органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, члены общественных организаций или работники муниципальных  органов власти, индивидуальные предприниматели или работники культуры и т.д.

  1. Обоснование актуальности проекта: Проблема подростковой девиации, подростковой криминализации актуальна для Могойтуйского аграрно-промышленного техникума, как и для всей системы СПО Забайкальского края. Дети группы риска — это та категория детей, подростков, которая в силу определенных обстоятельств более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной их дезадаптации. Им необходима действенная эффективная помощь и поддержка в современном мире.

Позиция современных подростков — больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться — приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая часто провоцирующие поведенческие девиации. Для многих подростков характерна ориентация на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами.

Попадание подростков в «группы риска» неразрывно связано с нарушениями взаимосвязей с социальным окружением. Семья как институт теряет свои функции. Подросток, подвергающийся насилию, из жертвы превращается в агрессора. Ребенок, имеющий пьющих родителей, к сожалению, идентифицирует себя с ними, так как они для него значимые взрослые. Воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  в большинстве случаев имеют огромный опыт негативного воздействия семьи. Для минимизации влияния всех этих факторов рядом с подростком должен быть наставник.

  1. Цель и задачи проекта: Цель реализации проекта — создание эффективной модели наставничества

Задачи:

  1. Организация взаимодействия ключевых участников проекта с внедрением института наставничества и формирования партнерских отношений;
  2. Формирование мотивации студентов к получению профессии, специальности и позитивному отношению к жизни;
  3. Проведение глубокого анализа результатов проекта для внесения корректировок и поиск оптимальных решений поставленных задач для дальнейшей работы.
  4. Содержание и технологическое обеспечение проекта

Шаг 1.Работа по привлечению наставников

В работе по привлечению наставников уделяется внимание повышению осведомленности о наставничестве среди жителей поселка, работников техникума.  Для информирования используются как интернет ресурсы, так и местные СМИ и общественные организации. Для привлечения внимания используются листовки, рассказывающие о проекте и его целях, о возможности каждого в ней участвовать.

Шаг 2. Подбор наставников

  • Психологическое тестирование. Процедуру должен проводить психолог
  • Психологическое интервьюирование. Психолог может сделать акцент на том, как потенциальный наставник видит свое будущее, умеет ли он выстраивать долгосрочную перспективу собственной жизни, находить ресурсы для осуществления своих планов, к каким средствам он прибегает и т.д.

Шаг 3. Отбор наставляемых

  • Отбор потенциальных участников. Координатор должен выделяет в техникуме группу наставляемых из числа студентов-сирот  или студентов относящихся к группе риска 14-18 лет, наиболее нуждающихся в наставничестве.
  • Встреча с потенциальными участниками. Координатор предлагает подросткам участвовать в проекте и разъясняет им цели, задачи и результат проекта. Необходимо обсудить следующие вопросы:

— Что принесет мне наставничество?

— Сколько времени потребует наставничество?

— Кто тот человек, с которым я буду проводить время?

— Стоит ли оно потраченного времени и сил?

  • Встреча с законным представителем потенциальных участников Координатор рассказывает им о задачах наставников. Необходимо убедить законного представителя в том, что основная роль наставника заключается в руководстве и дружбе с ребенком, но не замене законного представителя. Участие и согласие законного представителя имеют решающее значение для создания атмосферы успешных отношений наставничества.

Шаг 4. Обучение наставников

В целях реализации проекта рекомендуется подбирать наставников  по численности студентов, которым наставничество необходимо. Стартовое обучение касается вопросов организации предстоящей деятельности. Оно также может расширять знания в области педагогики и психологии, методики работы с детьми, информировать о социальных услугах, доступных их наставляемым, и способах получения доступа к этим услугам. Обучение эффективно проводить в разных форматах — это могут быть и семинары, и тренинги, и обмен опытом. Рекомендуемая подготовка наставников должна составлять не менее шести часов.

Шаг 5. Формирование тандемов

  • Формирование тандема. Основные принципы:

— тип нужд наставляемого;

— географическая близость;

— личные предпочтения;

— темперамент;

— интересы;

— особенности воспитания, культуры, религии;

— ситуация в семье подростка.

— рекомендуемая разница в возрасте — не менее 2 лет, чтобы наставник воспринимался наставляемым как «старший».

Шаг 6. Групповое мероприятие до начала реализации проекта

Возможно проведение группового мероприятия, на котором предполагаемые наставники и наставляемые могут познакомиться друг с другом, а после этого выразить какие-то предпочтения.

С целью достижения планируемых результатов разработаны: Положение о наставничестве, программа обучения наставников, схема мониторинга. Внесены дополнения в должностные инструкции заместителя директора по ВР, социального педагога, педагога-психолога. Разработаны методические рекомендации для наставников

 

  1. Анализ ресурсов проекта
Ресурсы Собственные Привлеченные
Кадровые Преподаватели, воспитатели, администрация техникума Партнерские взаимоотношения с различными местными организациями, в том числе теми, которые занимаются волонтерством, Ценным ресурсом могут выступать: общественные организации; группы по интересам;  клубы для пенсионеров и другие организации. 
Материально-технические Материальная база техникума. Помещения кабинетов, комната релаксации, комнаты отдыха в общежитиях могут быть удобным местом для встреч и индивидуальных бесед. Библиотека, Дом Культуры, Дом спорта «Баяр», Дом детского творчества
Финансовые Собственные средства техникума не привлекаются. Работа проводится на основе волонтерских позиций Участие в грантах, спонсорские средства для организации работы и поощрения наставников

 

  1. Сроки реализации. Поэтапный план реализации проекта

 

План реализации проекта

Мероприятие, деятельность Срок проведения Краткое описание мероприятия, деятельности
1 Анализ ситуации. Создание проекта Сентябрь-октябрь 2018 Анкетирование, составление социального паспорта, проектирование деятельности, принятие положения о наставничестве, внесение изменений в должностные инструкции специалистов службы сопровождения, разработка методических рекомендаций,  разработка схемы мониторинга
2 Организационная работа Ноябрь 2018-январь 2019 Подбор и закрепление наставников. Обучение наставников. Создание координационного совета. Редактирование методических рекомендаций.
3 Реализация проекта Декабрь 2018 – сентябрь 2020 Реализация модели наставничества. Мониторинг. Проведение круглого стола по обмену опытом наставников.
4 Анализ результатов Сентябрь 2020 – июнь 2021  Издание методических рекомендаций. Обобщение опыта. Изготовление видео фильма «Опыт наставничества». Публикации в СМИ

 

  1. Описание источников, необходимых на подготовку и реализацию проекта

Проект не требует больших затрат, так как реализуется в рамках волонтерства и добровольчества. Источник финансирования: участие в грантах, спонсорская помощь социальных партнеров.

 

Наименование расходов количество Сумма(в руб.)
1 Издание брошюры «Методические рекомендации наставникам» 50 3500
2 Изготовление видео фильма «Опыт наставничества» 1 5000
3 Изготовление значков «Наставник» 100 7000
5 Распечатка листовок 1000

 

  1. Ожидаемые результаты
Результаты На окончание проекта
Сокращение сроков социально — психологической адаптации студентов-первокурсников, требующих особой заботы 6 месяцев
Осуществление успешной профессиональной самореализации, наличие перспективы на будущее 100% наставляемых
Развитие уверенности в себе, ответственного отношения к своим правам и обязанностям 100% наставляемыз
Осознание нужности людям и чувствование заботы о себе старших людей 100% наставляемых
Удовлетворенность полученным профессиональным образованием 100% наставляемых
Расширение института наставничества для формирования мотивации к получаемой профессии, специальности и формированию жизненных перспектив наставляемых В 2 раза
Создание пилотной площадки для поиска и апробации новых средств социально-профессионального сопровождения обучающихся и распространение опыта наставничества 1

 

  1. Социальные эффекты от реализации проекта

Социальные эффекты от реализации проекта могут быть отсрочены во времени. Одним из важных условий оценки эффективности наставничества является включение подростка в учебную, трудовую, познавательную, досуговую деятельность и самореализация в обществе. Эффективность наставничества выразится: в степени удовлетворенности наставляемого от наставничества,  полезности наставничества, возможности и готовности применять полученные знания и навыки в повседневной жизни. Наставники приобретают новый жизненный и педагогический опыт.

 

  1. Анализ устойчивости проекта
риск Мероприятия по снижению риска
Не все будут проведены мероприятия по работе с данной категорией детей проведение консультативной помощи наставникам
Риск координации в сопровождении проекта Создание координационного Совета
Не достаточная квалификация специалистов техникума и привлеченных со стороны наставников семинары, курсы повышения квалификации, обмен опытом
Ошибки в подборе наставников Психологическое сопровождение тандема. Механизм замены наставников
Недостаток специалистов службы сопровождения Привлечение специалистов из учреждений — партнеров
Недостаточность денежных средств для поощрения наставников, издания методических рекомендаций Участие в конкурсах и грантах, привлечение спонсорских средств

 

  1. Перспективы развития проекта:

По завершению проекта и обобщению результатов опыт может быть распространен через: публикации в интернет-ресурсах, СМИ, семинары. Для реализации данного проекта в других учреждениях СПО не требуется больших финансовых и материальных затрат. Возможно создание пилотной площадки для поиска и апробации новых средств социально-профессионального сопровождения обучающихся и распространение опыта наставничества

Заказать звонок
×