Описание инновационного проекта
ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум», п. Могойтуй
Решение педагогического совета техникума на участие в реализации проекта: приказ от 27.12.2018, №169 (приложение 1)
№ | Содержание раздела | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование представляемого инновационного проекта
Центр студенческих инновационных проектов, как условие развития профессиональных компетенций по стандартам WorldSkills Russia |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обоснование актуальности, научной новизны и практической значимости
Мониторинг потребностей рынка труда и состояния сферы производства Забайкальского края показал необходимость подготовки квалифицированных специалистов, способных создавать и работать в сложном наукоемком производстве. Для формирования таких социально-ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе среднего и высшего образования создать не удается. Реформирование системы среднего профессионального образования стало первой задачей, которая встала перед Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». В этом заключается важное отличие российской модели движения от аналогов в других странах. Если условные SwissSkills («Ворлдскиллс Швейцария») или WorldSkills France выступают в первую очередь центром привлечения молодых профессионалов и их подготовки к чемпионатам, то российское подразделение WorldSkills стремится реформировать всю систему образования. Учебные заведения в стране пока еще с трудом адаптируются к реалиям современного рынка труда. Устаревшие учебные программы, годами не менявшиеся принципы подготовки преподавателей, противоречивые стандарты и вышедшее из употребления оборудование привело к закономерному дефициту кадров. ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум» также нуждается в обновлении. Таким образом, целью проекта становится внедрение и совершенствование условий для развития процесса образовательных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности обучающихся, обеспечивающих реализацию государственных требований к качеству процессов и результатов современного образования, а также помогающих выработать умение принимать решение в ситуации «неопределенность», стать профессиональными специалистами в своей профессии. Данный проект направлен на создание модели поддержки и реализации проектных инициатив студентов, которые обеспечивают развитие профессиональных компетенций по стандартам worldskills Таким образом, реализация данного проекта позволяет решить следующие проблемы: объективность оценки качества работы техникума, её адекватность и разрыв между требованиями работодателей и навыками выпускников. В этих условиях выигрывают все. Учебные заведения совершенствуют систему подготовки, студенты отрабатывают навыки для реального, а не абстрактного сектора экономики, а предприятия Забайкальского края получают доступ к базе квалифицированных кадров, которые отвечают всем установленным стандартам. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидаемые результаты реализации проекта:
предметных и метапредметных результатов; профессиональных компетенций по стандартам Worldskills.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имеющиеся аналоги проекта
Изучение и анализ литературы по проблеме проекта показали, что по теме: «Технология поддержки проектной инициативы студентов как условие развития образовательного среды техникума» аналогов нет. Существует много работ по теме: «Проектная инициатива учащихся как средство развития различных компетенции учащихся». В ряде работ исследователей описываются модели образовательной среды школы без поддержки проектных инициатив школьников. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели и задачи представляемой инновации
Цель: внедрение и совершенствование условий для развития процесса образовательных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности студентов, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций по стандартам WorldSkills Russia. Задачи:
а) разработать нормативно-правовую базу в соответствии с требованиями современного образования; б) разработать научно-методическое сопровождение студентов; в) создать банк студенческих инновационных проектов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные формы работы:
— изучение литературы по данной теме; — составление этапов реализации проекта и плана проводимых работ; — распределение обязанностей по осуществлению запланированных работ; — реализация проекта. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Степень (уровень) проработанности проекта:
Этапы работы (подготовительный, проектировочный, экспериментальный, аналитический)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполненный объем работ, полученные результаты с указанием их количественных икачественных показателей
Для реализации инновационного проекта в техникуме будет разработана нормативно-правовая база и модель технологии, регламентирующие поддержку проектных инициатив студентов. Модель технологии состоит из семиступенчатого подхода (Приложение 3): 1-я ступень — стимулирование активности студентов в анализе и констатации проблем внутри техникума. Для этого проводится Переговорная площадка (приложение 2), где принимают участие администрация техникума, родители, студенты, социальные партнеры, работодатели. В ходе мероприятия студенты выявляют несоответствие своих образовательных потребностей с возможностями и ресурсами образовательной среды техникума, ведут переговоры, определяют пути решения выявленных проблем. 2-я ступень — распределение на проектные инициативные группы студентов по решению выявленных проблем. Разрабатывается модель проектного офиса (приложение 3), которая идеально подходит для управления и консолидации всех проектов и используемых ресурсов. 3-я ступень — работа по организации поддержки выполнения проектных инициатив, процесс сопровождения тьютором и супервайзерами проектов. На курсах «Индивидуальный исследовательский проект» ведется изучение проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся (по учебному плану техникума выделяется 40 часов теоретического обучения и 10 часов практических занятий) (приложение 4), а также во внеурочной деятельности на индивидуальных консультациях. Осуществляется внутритехникумовская экспертиза проектов членами Проектного офиса. 4-я ступень – публичная презентация проектных инициатив с участием гражданской общественности на Форуме творческих инициатив. Разрабатывается положение о проведении Форума творческих инициатив. Создается банк проектных инициатив студентов как условие развития образовательной среды техникума. 5-я ступень – по результатам публичных презентаций проектных инициатив лучшим проектам по оценке независимых экспертов из числа родителей и социума оказывается финансовая и иная поддержка. 6-я ступень – проектные инициативы студентов реализуются в сопровождении проектного офиса. По завершении и реализации проекта инициативные группы представляют отчет о проделанной работе в проектный офис. Особое внимание следует обратить на взаимодействие проектного офиса и в процессе реализации проекта. 7-я ступень — провести мониторинг развития профессионального образования студентов в техникуме.
В рамках функционирования Центра проектных инициатив студентов как условия развития профессионального образования студентов в техникуме предполагается
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическая и практическая перспектива представленных инноваций (выход на региональный, федеральный и международный уровни)
Уникальность проекта состоит в особой методике построения индивидуальных образовательных траекторий на основе потребностей самих студентов и внутренней мотивации к саморазвитию, а также в способах создания команды проекта для реализации студенческих инновационных проектов техникуме. Разработанная модель поддержки социальных инициатив студентов может быть использована как модель поддержки студентов, проявивших отличные способности на муниципальном уровне, т. е. предполагается проведение Форума на районном уровне. Будут отобраны лучшие проекты, которые могут быть направлены для участия в региональных форумах. Партнерами проекта могут выступать органы муниципальной власти, общественные организации. Будет запланировано развитие, апробация и тиражирование механизмов вовлечения студентов в процесс изменения образовательной среды в районе через поддержку проектных инициатив. Данная технология может быть использована для развития механизмов участия в формировании программ стратегического развития прилегающей территории, территорий поселка; для формирования и реализации на практике молодежных бизнес — и социальных инициатив в пределах поселка и района. Разработанная технология может быть использована в целях развития механизмов участия молодежи в принятии решений на местном уровне. Ежегодно победители проектных инициатив могут выдвигаться кандидатами на получение премий по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». За время проведения конкурсов будет сформирован банк практических идей по развитию поселка и сел, будет работать интерактивная Интернет- площадка на сайте проекта. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сформированность ресурсной базы (помещение, оборудование и т. д.)
Учебные кабинеты и другие помещения техникума достаточно оснащены учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения для реализации данного проекта. Учебные кабинеты оснащены компьютерным оборудованием, проекционной техникой, интерактивными досками, экранами. В трех учебных корпусах установлена локальная сеть. Все кабинеты соответствуют современным требованиям. Компьютерный парк и компьютерные профессиональные программы ежегодно пополняются. В общежитиях имеются тренажерные залы, кинотеатр, комнаты отдыха, комнаты для самостоятельной работы с выходом в Интернет. Санитарно-бытовые условия студентов, преподавателей и сотрудников соответствуют нормативным санитарным требованиям. Два раза в год проводятся мероприятия по дератизации и дезинсекции учебных корпусов, общежитий, столовой и других помещений. Работниками общежития, воспитателями проводится большая работа по воспитанию бережного отношения к имуществу, мебели, мягкому инвентарю. Компьютерный парк техникума составляет 165 единиц, оборудовано 3 компьютерных класса с локальными сетями. 8 учебных кабинетов оборудованы мультимедийной аппаратурой, имеется 7 интерактивных досок. Все структурные подразделения обеспечены оргтехникой. В целях эффективной и своевременной обработки информации и быстрого принятия управленческих решений используются программные продукты: СКЗИ (средство криптографической защиты информации), Техникум: Питание, СЭД (система электронного документооборота), Зарплата-КС, СБИС ++ , 1С: Библиотека техникума, 1С: Бухгалтерия 8.2, электронный справочник, программное обеспечение по закупкам, электронная отчетность, подключение к системе контент-фильтрации через прокси-сервер Usergate и др). Функционируют образовательно-развивающие зоны и площадки: музей анатомии и физиологии животных, презентационные и дискуссионные площадки, зимний сад, Зал боевой славы, зона успеха, которые эстетически грамотно спроектированы, обеспечивают физическую и психологическую безопасность. Сегодня функционируют в режиме развития спортивная площадка, автогородок.
Наличие специалистов необходимого профессионального уровня Кадровые условия: обеспечение повышения квалификации педагогов техникума по ФГОС-100%. Информационные условия: сбор, обработка, анализ внутренней и внешней информации, необходимой для реализации настоящей программы Материально-технические условия соответствуют требованиям стандарта. Иное _______________________________________________________________
Финансовое обеспечение проекта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Настоящей заявкой даю свое согласие Организаторам на предоставление информации из проекта третьим лицам (в том числе путем размещения информации в базе данных). Достоверность представленной информации гарантирую.
Заявитель (доверенное лицо) __________________ /Дугаржапов А. Б. / (подпись) (ФИО) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата
|
Приложение 1