Мониторинг эффективности воспитательной работы

 Программа

мониторинга

эффективности воспитательной работы

 2019-2020

 

 

 

  1. I. Пояснительная записка

 

В современных условиях развития техникума  как воспитательной системы с особой актуальностью встаёт задача создания рациональной единой системы мониторинга воспитательного процесса. Именно она позволила бы коллективу педагогов –практиков разного уровня по возрастающей выстраивать логику воспитательного процесса с неуклонным повышением его качества и эффективности.

Основными составляющими единой системы мониторинга воспитания являются:

Критерии Диагностические методики Периодичность
Мониторинг наличия и состояния воспитательной системы техникума Изучение ВС методом КОС (заполнение опросника) Один раз в год
Мониторинг результативности воспитательной деятельности кураторов Анкетирование Один раз в год
Мониторинг оценки уровня  воспитанности студентов Методика Капустина Один раз в год
Мониторинг оценки уровня личностного роста студентов Анкетирование Один раз в год
Мониторинг охвата студентов внеурочной  деятельностью Анализ занятости учащихся (заполнение матриц) В течении года
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности  образовательного учреждения. Методика Ю.В.Науменко Один раз в год

При этом все составляющие не складываются и не накладываются друг на друга, а представляют диалектическое единство: количественное и качественное изменение одной из составляющих обязательно приводит к неизбежному изменению других. Изменения в содержании и организации воспитательного процесса, в профессиональной компетентности педагогов и так далее влекут за собой изменения в уровне воспитанности учащихся, в степени развития студенческого коллектива.

Для создания рациональной и эффективной единой модели мониторинга воспитательного процесса в техникуме необходимо выработать алгоритм действий всех субъектов мониторинга.. Его можно представить таким образом:

  1. Определение цели и задач (стратегических и тактических) всей системы и отдельных компонентов единого мониторинга с учетом основных идей концепции развития образовательного учреждения.
  2. Выбор критериев и показателей для определения уровня  развития отдельных компонентов воспитательного процесса: уровня развития студенческого коллектива и воспитанности отдельных студентов, уровня развития профессионально –педагогического мастерства преподавателей, повышение качества воспитательной работы и, разумеется, продуктивности развития всей воспитательной системы в целом. Очевидно, что для каждого компонента системы это будут свои показатели и критерии.
  3. Тщательный подбор методик исследования и подготовка диагностического инструментария (необходимого и достаточного «пакета методик» исследования, бланков и протоколов для фиксации результатов изучения).
  4. Выработка общей позиции, обучение и инструктаж всех участников мониторинга воспитательного процесса.
  5. Собственно процесс исследования студентов, студенческого коллектива, хода и результативности воспитательного процесса. Очень важно при мониторинге воспитания соотнесение содержания и методики. Условий исследования на настоящем и предыдущих этапах для получении результатов, позволяющих выявить динамику развития и принять адекватные управленческие решения по корректировке воспитательного процесса.
  6. Обработка полученных результатов исследования, их интерпретация, соотнесение с предыдущими этапами исследования; педагогический анализ и оценка, подведение общих итогов на основе коллегиального обсуждения результатов.
  7. Принятие управленческих решений по корректировке воспитательного процесса на всех уровнях (от личности каждого педагога и студента до коллектива студентов и взрослых, субъектов окружающей социокулькурной среды). Нельзя забывать также и о проектировании дальнейших этапов мониторинга, и о корректировке используемых конкретных методик исследования.

Нормативной базой программы мониторинга являются следующие документы:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании» (с изменениями);
  • Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 3 июля 1998 года;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ №1756 –р от 29.12.01 г.;
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2006 -2010 годы. Утверждённая постановлением Правительства РФ от 23.12.05.г.№803;
  • Постановление Правительства РФ от 30.12.05 г. №854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных школ»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.02.06 г. №21 « Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений»

Программа призвана содействовать повышению эффективности работы кураторов путём нормирования их деятельности и формирования общественно –государственного механизма оценивания.

Программа разработана на основе следующих принципов:

Принцип первый. «Не навреди»

Принцип второй. «Определение профессиональной ответственности»

Принцип третий. «Сочетание инвариантной и вариативной частей в деятельности куратора»

Принцип четвёртый. «Оценка целесообразности и адекватности процесса деятельности куратора»

Принцип пятый. «Несравнимость результатов воспитательной деятельности разных педагогов»

Принцип шестой. «Не проверять, а помогать»

Принцип восьмой. «Просто, быстро, эффективно»

Принцип десятый  « Постепенной совершенствование методики мониторинга»

Деятельность куратора представляет собой управление ресурсами техникума и окружающей среды для реализации задач воспитания студентов вверенной ему группы.

Инвариантный компонент деятельности  куратора включает:

1)обеспечение безопасности жизни и здоровья студентов;

2) обеспечение позитивных межличностных отношений между студентами  и между студентами и преподавателями;

3)содействию усвоению студентами программ;

4) осуществление патриотического, гражданско–правового воспитания, формирование социальной компетентности студентов.

Вариативный компонент деятельности  куратора включает:

5) определение целей воспитания студентов группы на основе учёта возрастных особенностей, существующей ситуации в группе, планирование работы с группой;

6)определение зон риска для студентов. Планирование профилактической деятельности.

В качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание студентов, могут рассматриваться:

  • Деятельность педагогов, педагогического коллектива;
  • Программы воспитания, методики воспитания, методическое обеспечение воспитательной деятельности;
  • Сотрудничество с родителями студентов;
  • СМИ, деятельность социальных организаций, учреждения культуры;
  • Социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.
  1. II. Мониторинг наличия и состояния социокультурной среды техникума

Мониторинг социокультурной среды направлен на установление самого факта её наличия, на характеристику её состояния. Однако, при любых оценках следует помнить, что в жизни далеко не всё поддаётся точной оценке или прогнозированию. Технически центральной частью изучения социокультурной среды является сбор  описаний.

Сопоставление ответов по разным блокам показывает целостность позиции, её внутреннюю логику. Самое главное, чтобы полученные результаты не остались без внимания, а вместе с информацией, полученной по другим каналам, легли в основу аналитической части программы развития техникума, направленной на развитие воспитательной системы.

В отработке анкет по всем методикам принимает участие педагог-психолог. Результатом может стать и такая рекомендация, как администрация должна направить свою деятельность на усиление положительной мотивации, желания работать. Снижения усталости, создание благоприятного климата в коллективе; работа на основе принципа управления успехом (поиск достижений в работе куратора, подчеркивание его достоинств, согласованная, осторожная, не ранящая система поддержки педагога, позволяющая наращивать компетентность, опыт, желание работать и достигать).

 


III. Мониторинг результативности воспитательной деятельности куратора

Определение результативности воспитательной деятельности куратора относится к числу наиболее сложных педагогических проблем.

Мониторинг предполагает непрерывное, длительное наблюдение за деятельностью куратора. Мониторинг должен определять моменты перехода одного её

качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции.

Мониторинг предполагает не только непрерывное, но и научно-обоснованное наблюдения, которое исключает житейско-бытовой подход к оценке деятельности куратора, но соответствует основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.

Мониторинг предполагает, что процесс отслеживания имеет диагностико- прогностическую направленность, так как полученная информация должна быть соотнесена на основании заранее разработанных показателей и критериев с определённой, заранее описанной, нормативной картой деятельности классного руководителя. Результаты мониторинга должны стать основой для планирования педагогической деятельности и принятия управленческих решений.

Мониторингдовольно сложный и серьёзный управленческий инструмент, и применять его нужно тогда, когда сам руководитель и все образовательное учреждение достигли в своем развитии определённого уровня стабильности и нуждаются в’ научно обоснованной обратной связи для выработки дальнейшей стратегии и тактики своего развития. Таким образом, говоря о месте и времени применения мониторинга, отметим, что до его применения должен пройти период становления и стабилизации системы школьного управления, когда руководитель и его команда естественным образом дорастут до понимания необходимости научно обоснованной и долгосрочной обратной связи.

Концептуальная модель мониторинга результативности воспитательной деятельности куратора

 

Содержательные компоненты модели Необходимые пояснения
Понятие мониторинга Мониторинг — это научное обоснование, диагностико-прогностическое, плановое отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса
Цель Получение объективной и достоверной информации о деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса для повышения эффективности воспитания
Принципы
  • непрерывность
  • научность
  • воспитательная целесообразность
  • диагностико-прогностическая направленность.
  • целостность и преемственность
Этапы
  • нормативно-установочный
  • диагностический
  • итогово-аналитический
Функции (назначение)
  • информационная
  • побудительная
  • формирующая
  • коррекционная
  • системообразующая
  • прогностическая
Организационно- методические требования
  • объективность
  • надёжность
  • ситематичность
  • учёт особенностей объекта изучения и условий проведения
  • гуманистическая направленность

  1. Нормативно-установочный этап

Отбор показателей результативности воспитательной деятельности куратора, выбор инструментария.

Показатели Диагностические средства Уровень проявления
  1. ведение документации
  2. наличие и уровень зрелости классного коллектива
  3. взаимодействие с социальным окружением
  4. знания, умения, личностные качества педагога:
  • гражданские
  • духовно-нравственные
  • интеллектуальные
  • профессиональные
  1. Критерии и показатели оценки деятельности; (/№5,05)
  2. оценка деятельности; (/№6,03)
  3. анкета: «Какой вы воспитатель?» (/№5,06)
  4. самооценка личностных качеств учителя-воспитателя (/№5,06)
  5. изучение затруднений в работе классного руководителя (№5,05).
  6. Методика изучения уровня профессионализма педагогов- воспитателей (№5,05)
  7. Изучение профессиональных ориентиров педагогов в сфере воспитания (№5,05)
  8. Изучение условий, необходимых для успешной работы классного руководителя(№5,05)
Очень низкий — недопустимый

Низкий — критический Средний — допустимый, достаточный Высокий – опти

мальный

  1. Диагностический этап

Проведены следующие технологические операции:

  1. отбор информации о состоянии и результатах воспитательного процесса, полученной в результате применения диагностических методик.
  2. качественная и количественная обработка полученных результатов.
  3. педагогический анализ результатов диагностики и выявления проблем (организационных, содержательных, методических).

Анкета для экспертной оценки учителя

(5-11 классы)

Предлагаем тебе высказать свое мнение о твоем классном руководителе.

Если ты полностью согласен с утверждением из левого столбца, обведи цифру «5».

Если ты не вполне уверен, т.е. считаешь, что это «скорее всего так», обведи цифру «4».

Если ты полностью согласен с утверждением из правого столбца, обведи цифру «1».

Если ты не вполне уверен, обведи цифру «2».

Если ты затрудняешься с ответом, обведи цифру «3».

1 Куратор является для тебя авторитетом. 5 4 3 2 1 Куратор не является для тебя авторитетом.
2 Куратор доброжелателен, тактичен и внимателен к тебе. 5 4 3 2 1 Куратор не доброжелателен, может быть невнимателен или бестактен.
3 Ты охотно общаешься куратором помимо уроков. 5 4 3 2 1 Тебе не хотелось бы общаться с куратором  помимо уроков.
4 Ты мог бы поделиться с куратором своими личными проблемами. 5 4 3 2 1 Ты не можешь доверить куратору  то, что касается только тебя лично.
5 Куратор может отстаивать твои интересы перед коллективом учащихся, родителей или учителей. 5 4 3 2 1 Куратор не возьмет на себя роль адвоката, даже если знает, что ты прав.
6 Ты чувствуешь поддержку со стороны куратора, его уважение к тебе. 5 4 3 2 1 Ты не чувствуешь поддержки со стороны куратора , он может проявить неуважение.
7 Куратор справедлив ко всем ученикам без исключения. 5 4 3 2 1 Куратор может быть несправедлив к отдельным ученикам.
8 Куратор подает пример оптимизма и жизнелюбия. 5 43 2 1 Куратор часто бывает желчен, раздражителен, может срывать на классе свое плохое настроение.
9 Ты бы охотно принял участие в подготовке вечера, концерта или экскурсии под руководством куратора 5 4 3 2 1 Тебе не хотелось бы принимать участие в подготовке внеклассного мероприятия под руководством куратора
10 Куратор умеет заинтересовать, увлечь внеурочной деятельностью тебя и других ребят. 5 4 3 2 1  Куратор не умеет заинтересовать внеурочной деятельностью тебя и твоих одноклассников.
11 Куратор может быстро организовать класс для решения какой-нибудь срочной проблемы. 5 43 2 1 Куратору приходится уговаривать и заставлять класс взяться за дело.
12 Если бы Куратор был твоим ровесником, он был бы лидером в вашей группе. 5 4 3 2 1 Если бы Куратор был твоим ровесником, он не был бы заметной фигурой в группе.

Полученную в результате диагностики информацию классифицируем по четырём основаниям в соответствии с показателями воспитанности, определяющими эффективность деятельности куратора.

Провели качественную и количественную обработку результатов, педагогический анализ и выявили проблемы.

  1. Итогово-аналитический этап.

Из анализа полученных результатов выявляется уровень проявления показателей воспитательной деятельности данного куратора.

__________________________________________________________________________

Апробированная система критериев и показателей используется практически в деятельности руководителей, педагогов, кураторов для эффективной организации и отслеживания воспитательной деятельности кураторов.

  1. IV. Мониторинг оценки уровня воспитанности

Методика Н.П. Капустина

Анкета  предназначена для использования кураторами всех групп и включает для оценки 5 качеств личности:

  1. Любознательность
  2. Прилежание
  3. Бережное отношение к природе
  4. Отношение к техникуму
  5. Отношение к себе

По каждому качеству студенту ставится оценка. В результате каждый студент и получает  5 оценок, которые затем складываются и делятся на 5. средний балл и являет условным определением уровня воспитанности.

 

Я оцениваю себя сам Меня оценивает куратор Итоговые оценки
  1. Любознательность:

— мне интересно учиться

— я люблю читать

— мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

— я всегда выполняю домашнее задание

— я стремлюсь получать хорошие отметки

  1. Прилежание:

— я старателен в учебе

— я внимателен

— я самостоятелен

— я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

— мне нравится самообслуживание в техникуме

  1. Бережное отношение к природе:

— я берегу землю

— я берегу растения

— я берегу животных

— я берегу природу

  1. Отношение к техникуму:

— я выполняю Устав техникума

— я выполняю правила внутреннего распорядка

— я добр в отношениях с людьми

— я участвую в делах группы и техникума

— я справедлив в отношениях с людьми

  1. Отношение к себе:

— я аккуратен и опрятен

— я соблюдаю культуру поведения

— я забочусь о здоровье

— я умею правильно распределять время учебы и отдыха

— у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

 

 

Средний балл

5 — 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности студентов группы

 

№ п/п Фамилия, имя ученика Любознательность Прилежание Бережное отношение к природе Отношение к школе Отношение к себе Средний балл Уровень воспитанности
сам куратор сам куратор сам куратор сам куратор сам куратор сам куратор сам куратор

В группе  ________ студентов

______ имеют высокий уровень воспитанности

______ имеют хороший уровень воспитанности

______ имеют средний уровень воспитанности

______ имеют низкий уровень воспитанности

Анкета  предназначена для использования кураторами всех групп и включает для оценки 6 качеств личности:

  1. Отношение к учебе
  2. Трудолюбие
  3. Экологическое воспитание
  4. Отношение к школе
  5. Культура поведения и внешнего вида
  6. Отношение к себе

Нормы оценок:

5 — 4,5 — высокий уровень

4,4 — 4 — хороший уровень

3,9 — 2,9 — средний уровень

2,8 — 2 — низкий уровень

По каждому качеству  ставится оценка. В результате каждый студент и получает  6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний балл и являет условным определением уровня воспитанности.

 

1  шкала.  Отношение к учебе

5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонят­ные вопросы. Всегда выполняет домашние задания. Большое стремление получать хорошие отметки.

4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашние задания не всегда выполняет в полном объеме.

3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашним заданием.

2б. интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашние задания. К оценкам проявляет безразличие.

1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.

2  шкала. Трудолюбие

5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращает за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.

4б. Старается быть внимательным, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по техникуму.

3б. Редко проявляет старание в учебе. На уроках бывает невнимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях.

2б. учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстра­няется. дежурства избегает.

1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует.

3 шкала.  Экологическое воспитание

5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.

4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в по­ходах на природу.

3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.

2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.

lб.  Проявляет негативное отношение ко всему живому.

4 шкала. Отношение к техникуму

5б. Полностью выполняет правила. в отношениях с людьми добр. Активно участвует в делах группы и техникума.

4б. правила выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. активность в делах группы и техникума выражена в малой степени.

3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях со сверстниками непостоя­нен, переходит от одной группы к другой. В делах группы и техникума участвует по настоянию куратора.

2б. Пассивный, часто нарушает правила. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах группы и техникума не участвует.

lб. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается при­нимать участие.

5 шкала.  Культура поведения и внешнего вида

5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отно­шениях с людьми вежлив.

4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.

Зб. Чаще небрежен в делах, неопрятен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть незаметным, но держится рядом.

2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок во­круг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.

1 б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работ грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хаоса. Проявляет негативизм по отношению к сверстникам и взрослым.

6 шкала. Отношение к себе

5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.

4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой — умыт, причесан. Нет вредных привычек.

3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, непричесан.

2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит на занятия неумытый и не­причесанный.

1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно­-гигиенических правил ухода за собой.

  1. VI. Мониторинг здоровьесберегающей деятельности 

образовательного учреждения

Методика Ю.В.Науменко

Мы используем базовую модель мониторинга, которая включает в себя следующие

направления и параметры:

‐    системность  и  последовательность  здоровьесберегающей  деятельности  (эффективность  и общественно‐профессиональное  признание  здоровьесберегающей  деятельности  образовательного учреждения);

‐    психофизиологическая  комфортность  образовательного  процесса  (коэффициент

утомляемости  для  групп  студентов;  напряженность  функционального  состояния  организма и эмоциональной сферы студентов; напряженность адаптации первокурсников; коэффициент привлекательности  коллектива  группы для  студентов;  удовлетворенность  педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении);

‐    физкультурно‐оздоровительная  работа  в  техникуме  (коэффициент  заболеваемости  группы студентов  за  прошедший  учебный  год  или  период;  эффективность  организации  физкультурно‐оздоровительной  работы  в  группе;  эффективность  медицинской  профилактики  и  динамического наблюдения  за  состоянием  здоровья студентов,   спортивно‐оздоровительная активность студентов; мотивация  к занятиям физической культурой;

‐    просветительно‐воспитательная  работа  со студентами,  направленная  на  формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни (организация просветительно‐воспитательной работы со  студентами;  ценность  здоровья  и  здорового  образа  жизни в представлениях студентов; экспресс‐диагностика ценностных представлений о здоровье ).

Инструкция: каждый показатель оценивается  по трехбалльной системе:

0 ‐ показатель отсутствует;

1 ‐  ведется определенная работа по данному критерию;

2 ‐  полностью выполняются требования критерия.

VII. Мониторинг охвата учащихся внеурочной

и внешкольной деятельностью

 

Цель: получение информации о занятости студентов во внеурочной деятельности.

Кураторы  в течении  года заполняют матрицы занятости студентов  во внеурочной деятельности. Анализируя данные матрицы можно выявить охват студентов общественной деятельностью, активность группового коллектива, активность студентов в общих делах, занятость в районных и поселковых мероприятиях.

Заказать звонок
×